Консультационный центр
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания детей
установление партнерских отношений между дошкольным образовательным
учреждением и родителями. Необходимость взаимодействия и
сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий
времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих
сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения
партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей
воспитанников, которое достигается доверительным общением,
взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.
Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их
отношения предполагают равенство сторон, взаимность,
доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в
воспитании, располагая к диалогу.
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий, они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь специалистов.
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Основные задачи консультационного центра:
-оказание помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.
Практика общения с родителями позволяет выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов Центра родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны.
- нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра:
1. Обеспечение родителей необходимой информацией на печатных и электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование, подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
2. Обращения родителей по электронной почте, в соц. сетях или по телефону.
3. Консультирование родителей — индивидуальное и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
4.Практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их).
5. Использование ИКТ
Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как включает самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, видео- и аудио-фрагменты, элементы анимации. Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей, используя медиа-пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете.
Таким образом, выстраивания диалога ДОУ и семьи, должно быть на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства для развития каждого ребенка.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может
быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны
родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности
родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Считаем, что положительный результат может быть достигнут только
при объединении семьи и детского сада в одно образовательное
пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между
педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства
ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Уважаемые родители!
Если Ваш ребёнок не посещает детский сад, то эта информация - для Вас!
В МДОУ детский сад «Родничок» работает Консультационный центр, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов:
· педагога-психолога
· дефектолога
· учителя-логопеда
Наши специалисты окажут необходимую Вам консультативную помощь по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 до 7 лет
по следующим направлениям: