Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Положение о разработке индивидуального учебного плана для детей с ОВЗ.pdf
Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.pdf
Положение о психолого-педагогическом консилиуме.pdf

Филиал №1 "Чебурашка"

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.pdf
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Волшебные пальчики.pdf
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Мамин экономист.pdf
Адаптированная общеобразовательная программа для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.pdf

Филиал №2 "Солнышко"

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ.pdf

 В последнее время   в нашей стране все больше внимания стало уделяться  детям с особыми возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с  психическими, физическими, интеллектуальными  недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о  возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.

   
Нахождение таких детей в дошкольном образовательном учреждении – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с ФЗ «Об образование в Российской Федерации».
Содержание образовательного процесса в МДОУ д/с 2Родничок» с.Турочак и его филиалах определяется:
-Основной образовательной программой дошкольного образования, Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования
-Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования
-Адаптированной образовательной программой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего общее недоразвитие речи
- Адаптированной образовательной программой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего задержку психического развития
      
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ разработаны дополнительные образовательные программы для детей.
Доступная среда МДОУ обеспечивает:
- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
МДОУ укомплектовано квалифицированными кадрами. Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществляют: 4 педагога-психолога , 1 учитель – дефектолог , 3 учителя – логопеда

  Система психологического сопровождения включает в себя:

1. Психологическое сопровождение детей:
1.1 Организация и проведение психодиагностической работы:
- диагностика детей младших групп в период адаптации;
- диагностика детей подготовительных групп: исследования уровня готовности к школе;
- диагностика детей в соответствии с задачами мониторинга;
- диагностика эмоционально – волевой сферы детей по запросам родителей (законных представителей).
1.2 Организация и проведение развивающей и психокоррекционной работы с воспитанниками:
-развивающие занятия ;
-групповые развивающие занятия с детьми  старших и подготовительных групп по подготовке к школе;
-индивидуальные коррекционные занятия с детьми

2. Психологическое сопровождение педагогов.
2.1 Организация и проведение психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
2.2 Организация и проведение диагностики педагогического коллектива;
2.3 Организация и проведение профилактической работы.
3. Методическая работа.
4. Работа с родителями:
4.1 Организация и проведение консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей;
4.2 Организация и проведение диагностики детско- родительских отношений;
4.3 Организация и проведение профилактической работы.

В МДОУ функционирует логопедические пункты.
Цель и задачи  реализации инклюзивного образования
Цель: Обеспечить доступное и качественное дошкольное образование детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:
1.Расширение вариативных форм дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям - инвалидам.
2.Создание социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.
3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в систему социальных отношений.
4. Формирование  системы мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам дошкольного образования детей в условиях инклюзивного образования, активное включение их в образовательную деятельность

Модель инклюзивного образования в МДОУ основывается на трех компонентах: организационном, содержательном и ценностном. Организационный компонент включает в себя нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, кадровое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами. В МДОУ введены: командные формы работы; проектные формы организации коррекционной образовательной деятельности; формы согласования интересов всех участников образовательного процесса. Определена структура управления инклюзивным образованием:
- Педагогический совет;
- Управляющий совет;
- Психолого-педагогический консилиум.
Содержательный компонент включает программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья,  в том числе,  детей – инвалидов и их семей. Система коррекционного обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, используются современные образовательные технологии деятельностного типа, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ценностный компонент предполагает развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними.
Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации предусматривает:
- диагностику индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
- междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание инклюзивного образования  реализуется в разных формах:
- индивидуальные занятия со специалистами;
- активные действия в специально организованной предметно-пространственной среде;
- совместная деятельность в микро - группах с другими детьми;
- фронтальные занятия;
- праздники, конкурсы, экскурсии.